7 февраля, в канун Дня российской науки, для школяров провели открытые уроки в трех корпусах ПИЯФ НИЦ КИ.
Больше полусотни старшеклассников из 5-ти школ Гатчинского района в канун дня российской науки стали гостями Петербургского института ядерной физики им. Б.П. Константинова НИЦ «Курчатовский институт». На открытых уроках они побывали в реакторном комплексе ПИК, Лаборатории голографических информационно-измерительных систем и Отделении молекулярной и радиационной биофизики, и везде узнали много интересного. Так, в биологическом корпусе ребятам рассказали о том, как проходит работа над новыми открытиями и как проводят испытания на крысах и мышах. Главное, на что проверяют компоненты — это токсичность. Ведь главная заповедь врача — не навреди! Все опыты проводятся в основном на безопасность и переносимость той или иной молекулы живого организма. И несмотря на то, что заведующая лабораторией энзимологии Анна Кульминская попыталась объяснить научным языком то, что не так понятно старшеклассникам, они признались: новые термины их не смутили, все было познавательно и интересно.
Подкрепить теорию практикой ребята смогли с помощью знаменитого Конфокального микроскопа. Он позволяет исследовать ткани на клеточном уровне в состоянии физиологической жизнедеятельности, и оценивать результаты исследования (то есть клеточной активности) в четырёх измерениях — высоте, ширине, глубине и времени. Так что школьники смогли своими глазами увидеть, как живут клетки.
Тем временем в отделении перспективных разработок лаборатории голографических информационных и измерительных систем проходил урок Бориса Турухано. Заведующий голографической лабораторией рассказывал о своей работе за границей и многих очень важных открытиях, разработках и изобретениях. Одно из них — нано-универсальный измерительный микроскоп — Борис Турухано продемонстрировал школьникам.
«Вы на станок ставите такой прибор-линеечку, потому что сама линейка толку никакого не имеет. А вот такой прибор, где линеечка, вот здесь видно красненьким светит, там лазер полупроводниковый. Он линейку считывает и таким образом, поставив на станок такую систему, вы уже можете делать приборы экстра-класса», рассказал ребятам Борис Турухано, заведующий голографической лабораторией.
После экскурсий школьников ждали несколько лекций. А завершала программу интеллектуальная викторина, состоявшая из блиц-опроса, брейн-ринга и практической задачи. Победившей в ней команде были вручены грамоты и памятные призы. А наиболее активные по итогам всего дня старшеклассники получили в подарок поездку в Курчатовский институт в Москву.