Владимир Толстой: "Государство помогло кинематографу не умереть"

Общество
20 апреля 2018 15:12
472

Советник президента по культуре — Владимир Толстой- был гостем кинофестиваля «Литература и кино» в Гатчине.

ГСН он рассказал о том, в чем государство должно поддерживать российский кинематограф, какой заказ и на что оно должно давать?

— Во-первых, уже сейчас государство помогло российскому кинематографу не умереть.В конце девяностых — начале двухтысячных такие опасения были вполне реальными. И поддержка компаний — лидеров спасла индустрию. Прошлый год стал рекордным для нашего кинематографа: четверть всех зрителей выбрали российской кино, и скачок интереса был огромный. Мне было поручено возглавить попечительский совет «Фонда кино». И весь этот рост был на моих глазах.

Во-вторых, сейчас поддерживается большее количество фильмов. Они собирают большую кассу — речь о зрительском кино, которое привлекает большую зрительскую аудиторию. Мне кажется, что больше внимания сейчас правильно было бы уделить авторскому кинематографу, жанровому, семейному кино. Темой человеческой драмы была сильна советская школа.Нужно об этом помнить.
Как итог, индустрию удалось удержать, и она начала развиваться, хотя сегодня уже зазвучали голоса: «Они жируют, получают государственные деньги, хотя собирают миллиардные кассы, вполне могли бы выжить сами.» Это большое заблуждение. Если государство прекратит поддержку индустрии зрительского кино, то оно за 2- 3 года пойдет на убыль, а через 5 лет скончается. Как минимум, 8-10, может, 12 лет эта государственная поддержка останется актуальной. Если бы была моя воля, я бы ее наращивал.
Нужно параллельно переориентироваться на еще более качественное, более человечное кино. С одной стороны, зритель идет на трюки, аттракционы в кинематографе. Эти современные подходы востребованы, особенно, молодежной аудитории. Но, например, очень популярной стала спортивная драма, там есть эффект необычных съемок — баскетбола или футбола, или фигурного катания. Это профессионально и качественно снято, на уровне мировых стандартов в области спортивной драмы. Но цепляет человеческая история, сцепление характеров, и основные аплодисменты, которые раздаются в зале во время просмотра, звучат на каких-то очень щадящих эпизодах, на моментах, когда эмоция попадает в сердце, когда не только глаз видит, как это технологически классно снято, но когда есть хороший сценарий человеческой истории. И важно не упустить этот момент, не уходить в чистую технологию, не бороться с Голливудом в новых монструальных историях. Нужно искать сочетание сюжета и современного качества картинки, которую зритель очень ценит и если плохо снято, то, к сожалению, даже хорошие истории уже неконкурентоспособны. Здесь очень важно баланс соблюдать.
И самое главное, растить следующее поколение, поддерживать дебюты, стараться находить талантливых молодых людей. Кинематограф всегда был профессией команды: большое количество людей задействовано в этом процессе. Сегодня кинематографу остро не хватает креативных современных художников, людей технических профессий. А актеров, говорят, переизбыток.

Желательно уметь предугадать развитие отрасли на несколько лет вперед, и без государства здесь ничего не получится. Я сторонних того, чтобы был единый центр принятия решений: сегодня финансирование кинематографа разделено на две части: «Фонд кино» поддерживает коммерческое направление, а министерство культуры все остальное — дебюты, фестивальное кино, авторское, документальное. Кино — единый процесс, и мы сегодня видим, что режиссеры из авторского кино, приходят в зрительское. Много примеров людей, которые работали в интеллектуальным жанре, а потом начали снимать крупные блокбастеры, и это очень хорошо. На днях будет открыта защита проектов нелидерских компанией, это независимое кино. Огромное количество поданных заявок, и предстоит большая работа по выбору проектов, которые будут осуществлены.


Полную версию интервью читайте в ближайших номерах газеты «Гатчина-Инфо»