Первый этап благоустройства гатчинской стелы завершится ко Дню города

Рождение барельефов для гатчинского комплекса действительно сродни рождению ребенка: процесс не быстрый, иногда опасный, но в завершении дарящий радость: получилось!
Общество
1 июля 2016 14:58
530

Первые 4 бронзовых панно практически готовы. К этому вел путь длиной в как минимум три недели, с того дня, когда в литейный цех петербургского реставрационно-проектного научного центра «СПЕЦИАЛИСТ» поступили силиконовые формы, выполненные скульптором Михаилом Поповым, до того момента, когда рисунок появляется в бронзе по одной из самых точных технологий.

«Она передает все тонкости, вплоть до отпечатков пальцев, если они оставались на глине или на пластилине, если он используется в качестве лепного материала, и если все это осталось на силиконовой форме, то может передаться и в литье», — рассказал корреспонденту «Ореол 47» начальник литейного цеха ЗАО «РПНЦ „СПЕЦИАЛИСТ“ Алексей Туракулов.

Такая точность достигается за счет мельчайшей кварцевой пыли. В растворе с ней купают похожие на огромные куски шоколада части воскового слепка с силиконовой формы, пока они не покроются твердой коркой. Затем в горячей ванне воск из «корок» вытапливают, прокаливают их в печи для большей прочности, закрепляют металлическую сетку и хоронят в песок, чтобы при литье форма не деформировалась. Для самого ответственного этапа литейщики одеваются в чисто шерстяные спецовки. После изготовления кварцевой оболочки литье — второй рисковый процесс, когда что-то может пойти не так.

«Нужно смотреть, какой объем заготовки, чтобы правильно, с нужным давлением лить металл. Если струя будет больше — корку может разорвать, если меньше — могут быть недоливы, нам этого не нужно», — добавил Алексей.

Словно магма в жерлах вулканов, постепенно остывает раскаленная до тысячи с лишним градусов бронза в кварцевых корках. На этом их жизнь заканчивается. А у металла только начинается. С отлитого фрагмента удаляют появившиеся в процессе литья лишние детали и отправляют его на пескоструйную обработку. Потом все части одного барельефа сваривают в одно панно весом около 70-ти килограммов, и покрывают патиной. Дальше — только установка. Темой первых 4-х барельефов для гатчинского комплекса стала Великая Отечественная война. Кстати, на одном из панно увековечен знаменитый танковый бой Зиновия Колобанова под Войсковицами. Какой мотив объединит следующую 4-ку, литейщики не знают, но работа над ней начнется в ближайшее время. А ко дню города все 16 барельефов должны быть установлены на гранитных тумбах вокруг стелы Гатчине — городу воинской славы.