Фото и акварели возрождают интерьеры

Общество
29 декабря 2017 09:09
769


Летом в Гатчинском дворце откроются для посещения отреставрированные комнаты в Арсенальном каре. Это личные комнаты императора Николая I: Приемная, Малый угловой кабинет, Большой военный кабинет и Камердинерская, что составляет примерно 250 квадратных метров. Создавались эти комнаты в середине 19-го века по проекту Романа Кузьмина.На пресс-туре для журналистов научные сотрудники музея рассказали об особенностях восстановления этих залов, о ходе реставрационного процесса, о том, какие предметы наполнят возрожденные интерьеры. Воплотить в жизнь то, что было раньше, оказалось не так просто. Благодаря архивам — акварелям и фотографиям, архитекторам удалось восстановить планировку и визуальный ряд.Рассказывает Инна Беляева, хранитель фонда и старший научный сотрудник ГМЗ«Гатчина»:

— Была проведена кропотливая работа: нужно было «вытянуть» все эти рисунки. Особенно много сложностей у нас возникло с угловым кабинетом, с малым кабинетом Николая 1. А с другими комнатами — с большим кабинетом, с приемной, было немного легче. Действовал тот же самый принцип. Мы смотрели фотографии, смотрели акварели и потом уже работали на прямую с мастерами: шел прием мягкой модели, потом отливка в гипсе, уже в гипсе его зачищали, смотрели, подправляли и, только приняв уже гипсовую модель, с нее снималась форма, и шла в отливку деталь, которую в последствии устанавливали в каждой из комнат.

Сотрудники называют такую работу математикой. Творчества в ней не так много, как кажется на первый взгляд. Основная работа — это перенесение примерного эскиза с фотографии на стену. Особенно сложно переносить с акварели, где точность линий практически отсутствует. Каждая комната отличается своим нюансом в оформлении. Все они выполнены в едином стиле. Николай была романтиком, как говорят научные деятели, поэтому и стиль комнат отражал его характер.

Одной из самых трудных работ стало воссоздание каминов. Они есть в каждой комнате, все в одном стиле, но совершенно разные по декорации. Проблема была еще и в том, что на всех акварельных рисунках именно центр камина везде закрыт, поэтому здесь архитекторам пришлось постараться не только с расчетами.