Эдуард Брюквин: "Чёрными копателями должна заниматься полиция"

1 мая неподалеку от поселка Синявино в Кировском районе погиб черный копатель: он подорвался предположительно на немецкой противотанковой противогусеничной мине. В результате взрыва 41-летнему мужчине оторвало голову и руки.
Общество
2 мая 2017 11:26
640
Заведующий музеем Красногвардейского укрепрайона, Эдуард Брюквин, который 20 лет провел в поисковом движении прокомментировал ЧП: «Боеприпасы и оружие — это прежде всего то, что ищут черные копатели. У настоящих поисковиков относительно взрывоопасных предметов есть золотое правило: не знаешь — не трогай, знаешь — тем более не трогай. Поэтому за 20 лет работы в поисковом движении у нас подобных случаев не было: при обнаружении взрывоопасных находок мы сразу вызывали на место соответствующие службы. И слава Богу, не доводилось находить и погибших „черных копателей“.

Относительно последних могу сказать, что работают в основном „по немцам“: с наших солдат, как правило, взять нечего: ложки-кружки, расчески да зубные щетки. Если повезет — смертный медальон. Солдаты Вермахта же были „упакованы“. А сейчас любая находка времен Великой Отечественной — это ценный антиквариат, и даже маленький значок, к примеру, стоит больших денег. С последствиями работы черных копателей мне приходилось сталкиваться постоянно: варварски разрытые ямс разбросанными костями были нередкой картиной. Справедливости ради надо отметить, что черные тоже бывают разными: есть откровенные мародеры, есть трофейщики, есть „чёрные“, которые, обнаружив останки бойцов, возьмут, то что им нужно, остальное все аккуратно сложат в мешок и поисковикам сообщат. Кстати, нередки случаи, когда „черные копатели“ переходили в официальное поисковое движение. Есть „серые“, которые в легальное поисковое движение не идут, но и копают не для последующей продажи найденного, а для пополнения личной коллекции, например. Или клады ищут.

Было время, когда „нелегалы“ копали в основном на Невском пятачке, но потом их „поприжали“, да и земля оскудела на находки, вот они и двинулись в леса по всей Ленинградской области. Естественно, я, как поисковик, ко всем, кто нелегально занимается раскопками, отношусь отрицательно. И считаю, что черными копателями должна заниматься полиция.»