"Ночь музыки" в Гатчине: многое впервые

Исторические документы говорят о том, что на террасе-пристани в Гатчинском парке частенько звучала музыка.
Общество
14 июля 2017 11:08
665
Именно поэтому сцену для «Ночи музыки» устанавливают здесь. Кстати, идеальную точку для нее нашли только в прошлом году — до этого она все время кочевала вдоль берега. Понтонную систему монтировали три дня. И вот на сцене над гладью Белого озера — последние приготовления. Проверка звука инструментов и проза жизни — спирали от комаров.
«На самом деле наши музыканты всегда героические. Их кусают, им холодно, ветер, разные погодные условия, иногда — наоборот слишком жарко, чего сейчас хотелось бы, но они делают вид, что ничего не происходит, и просто играют», — признается технический директор фестиваля «Ночь музыки» Светлана Хапаева.

Первым везет: программу открывает оркестр Михайловского театра под управлением Михаила Татарникова. Кстати, этот коллектив — дебютант гатчинского фестиваля, который не один год пытались заманить на «Ночь музыки». Одиннадцать вечера. Еще относительно тепло: серверы погоды на мобильных телефонах показывают +16. Над парком звучит «Торжественный марш» Чайковского.

«Это коронационный марш на коронацию Александра III. Мы всегда стараемся играть что-то, что связано с историей дворца. Сама по себе пьеса очень хорошая, как и большинство произведений Чайковского. И она непосредственно связана с этим ландшафтом, с этими видами», — рассказывает программный директор фестиваля «Ночь музыки» Юрий Серов.

За Чайковским играют Бетховена. Его произведения на «Ночи музыки» еще не исполнялись, и в 8-м фестивале этот пробел решили восполнить. За роялем на том берегу — один из самых известных в истории арабских пианистов, родившийся в Египте, а живущий во Франции, профессор Высшей школы музыки «Альфред Корто» в Париже Рамзи Ясса. Он предложил на выбор несколько концертов Бетховена, вместе с дирижером и программным директором был выбран 3-й, героический. Договориться оказалось несложно: как музыкант, Рамзи понимает правила игры, а как учившийся в России — прекрасно знает наш язык.

«Нужно, чтобы для оркестра было хорошо, для всей программы подходило, к остальным произведениям. Это нужно вместе делать. Когда сольные концерты, то я играю что хочу, а когда с оркестром — конечно, нужно договориться», — признается пианист.

Команда «ночи» — это около 400-т человек. Техники, монтировщики, охранники, звукорежиссеры. В подготовке и проведении фестиваля задействованы все службы дворца. У одних работа лишь подготовительная, другие — а их примерно около двухсот — вместе со зрителями и музыкантами не спят до утра.

«Мы очень много внимания отдаем качеству, организационным деталям. Стараемся работать над качеством фестиваля, в том числе над качеством звука. В этом году качество просто идеальное. Местами даже не чувствуется, что это электронный звук, кажется, что это настоящий акустический», — рассказывает директор ГМЗ «Гатчина» Василий Панкратов.

Во втором отделении концерта звучат Сюита из музыки к опере «Кармен» Бизе и «Болеро» Равеля. Зажигательные ритмы очень кстати — к этому времени на улице уже +9.

«Обычно я мокрый выхожу после концерта, а сейчас как-будто концерта не было. Я остался в том же состоянии», — говорит дирижёр симфонического оркестра Михайловского театра Михаил Татарников.

Кроме коллектива Михаила Татарникова, впервые на «Ночи музыки» и второй — симфонический оркестр Санкт-Петербурга. Им дирижирует Юрий Серов — он же — программный директор фестиваля. И впервые на сцену выходят вокалисты. Солистка Михайловского театра Светлана Мончак и спевший на сценах более 50 театров мира Кевин Шорт. В их исполнении звучит 40-минутная концертная версия оперы «Порги и Бесс», где проходят все основные джазовые стандарты Гершвина и где каждая тема — шлягер.

«Партия Порги — одна из моих любимых. Я готов петь героев-любовников, и пою Фигаро, но все-таки в основном исполняю демонические роли, люблю Мефистофеля и Воланда. Потому что иду за голосом, а у меня голос злодея», — признается Кевин.

«Красота необыкновенная. Все сверкает, сияет, замок этот — как-будто в средневековье попали, хотя я знаю, что он — не тех времен. Все очень красиво, и на сцене сейчас было достаточно комфортно и тепло», — добавляет Светлана Мончак.

Кроссовером 8-го фестиваля, после Queen и The Beatles, стало «любимое наше»: специально для гатчинской «ночи» петербургский композитор Леонид Резетдинов написал поппури на темы советских песен для хора и симфонического оркестра «Мелодии Страны Советов». Из списка в сотню мелодий 50-х, 60-х и 70-х некоторые с болью отсекались, но в нон-стоп композицию вошло немало: от «Слышишь, время гудит „БАМ!“ до „Журавлей“, марша из „О бедном гусаре замолвите слово“ до вальса из „Первого эшелона“.

»Когда я окунулся в этот мир музыки, а я вырос на нем, я с огромным удовольствием это делал — собирал, оранжировал. Это музыка великих Шостаковича, Прокофьева, Свиридова, Дунаевского, и классиков советской песни: Фрадкина, Фельцмана, Пахмутовой, Соловьева-Седого, Петрова, Таривердиева и многих других. В мою задачу входило совсем немного: не испортить. И я надеюсь, я это сделал", — говорит композитор Леонид Резетдинов.

Но, несмотря на многое «впервые», завершилась 8-я «Ночь музыки» в Гатчине традиционно — в 4 утра небо над дворцом и Белым озером озарил салют.