История Гатчины, императорской семьи и дворца - в новой экспозиции "Гатчина.1917"

История Гатчины, судьба императорской семьи и дворца в свете потрясений революционного времени доступна горожанам. В выставочных залах Арсенального каре открылась новая экспозиция "Гатчина.1917." Её партнерами стали музеи Москвы и Санкт-Петербурга, есть впервые представленные широкому зрителю экспонаты.
Общество
23 ноября 2017 10:05
548
«Так странно бывать утром дома, а не на перевязках. Кто теперь перевязывает?..» — эти слова из письма великой княжны Татьяны Николаевны Романовой, которая в первую мировую была сестрой милосердия, Вере Чеботаревой — старшей сестре Её Величества лазарета в Царском Селе — встречают гостей в одном из залов новой экспозиции «Гатчина. 1917». Всего их 7. Это 7 сезонов. В их числе — январь столетней давности и Гатчина накануне революции. Февраль-март: Император Николай 2-й и Михаил Александрович. Весна 17-го года: революционный Петроград и дачная Гатчина. Лето: политические кризисы. Осень: октябрьский переворот… Разные сферы жизни, разные мысли у каждого сюда пришедшего.

«Вы увидите на стенах белые ткани. Каждый может трактовать их по-разному. Кто-то увидит в них бинты и красную кровь, кто-то — чистый лист, на котором на скорую руку намётана новая жизнь. То есть каждый может по-своему раскрыть подтекст и концепцию этой выставки» — говорит куратор проекта София Соловьёва.

Слышно, как идут поезда. Война и революция — это всегда телеграф, телефон и поезда, а в Гатчине в 17-м — 2 вокзала. Здесь же — первый военный аэродром. И как символ динамики и разгона времени — винты самолетов.Это — начало. Дальше в предметах интерьера, живописи, графике, фотографиях и документах — судьбы императорской семьи, политическая борьба, история Гатчинского дворца, ставшего музеем, жизнь Гатчины сто лет назад. К большому рассказу причастны полтора десятка крупнейших музеев Петербурга и Москвы, в том числе Третьяковская галерея.
Один из центральных экспонатов новой экспозиции — знаменитая картина Григория Шегаля «Бегство Керенского из Гатчины», на которой бывший председатель Временного правительства спешно переодевается в платье сестры милосердия. Впервые широкому кругу зрителей представлены фотографии интерьеров Гатчинского дворца 1910-х годов из исторической коллекции музея, возвращенные из Германии в сентябре этого года. И хотя каждый зал — это отдельная временная веха, вместе они образуют единую галерею, где тонко освещается значение революции как для всей страны, так и для отдельно взятой Гатчины. Пройтись по этому своеобразному коридору времени может каждый желающий до 1 апреля.