Довлатов: фильм и писатель

"Какое это счастье - говорить что думаешь! Какая это мука - думать что говоришь!". Автору этих строк 3 сентября исполнилось бы 76.
Общество
6 сентября 2017 12:44
623
К сожалению, Сергей Довлатов не дожил даже до 50-ти. И хотя как писатель он сложился в Ленинграде, успех к нему пришел в Америке. Сегодня его произведения читают во всем мире. А скоро поклонники творчества и личности Сергея Довлатова смогут увидеть фильм о нем. Его премьера ожидается в следующем году. О киноленте и о самом Довлатове с журналистами побеседовал режиссер Алексей Герман на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС.
Чуть ли не каждое его произведение разобрано на цитаты. Сергей Довлатов очень точно подмечал людские пороки и умело облекал их в острые фразы. Самые яркие высказывания автора сегодня у всех буквально на виду — на Рубинштейна, 23. Вот он сам стоит в дверном проёме квартиры №34. Рядом — знаменитый «Ундервуд» — печатная машинка, на которой писатель и журналист частенько исполнял свое «соло».
Двухметровая бронзовая фигура появилась в Петербурге в прошлом году. Монумент установили к 75-летию Довлатова. Будь он жив, наверняка отметил бы это событие в одном из своих саркастических произведений: памятник установили только с третьей попытки. Вот-вот завершится работа над другим подарком — в этот раз от кинематографистов. В 2018-м в широкий прокат выйдет картина «Довлатов».
Сюжет затрагивает несколько дней 1971 года, когда Довлатов еще не уехал в Прибалтику, и поэт Иосиф Бродский еще не эмигрировал: «И они все молодые — им в районе 30-ти лет. И, мне кажется, это интересно, потому что мы знаем их другими. Мы знаем их уже бородатыми», — добавил режиссер-постановщик фильма «Довлатов» Алексей Герман. Он также отмечает: история, которая развернется на экране — по большей части вымысел с вкраплениями прозы Довлатова и его знаменитых высказываний. Самого писателя зрители увидят в исполнении сербского актера. Режиссер-постановщик фильма объясняет это внешней схожестью артиста с писателем. В России подходящий типаж подобрать не смогли. А выбор Германа одобрили родственники Довлатова. Интернациональным будет весь проект: помимо сербов и россиян в картине задействованы актеры из Польши. Свою лепту внесли даже жители Северной столицы, принеся на съемочную площадку вещи и инвентарь той эпохи. Кстати, работа над декорациями была проделана колоссальная. «Всегда обидно, когда есть какая-то общая стилизация и нет отдельных очень личных историй. И мы как раз попытались с этим работать. Даже костюмы специально где-то шились, дошивались и доделывались для артистов массовых сцен. Мы изготавливали в том числе и те вещи, которые были во дворах, на площадка детских. Все, что вы увидите (и качели, и горки) это все сделано. И потом мы работали с архитектурой малых форм разного свойства и даже изучали архивы, которые есть в Питере и по чертежам пытались как-то дорабатывать это», — рассказала художник-постановщик фильма «Довлатов» Елена Окопная.

Еще не вышедшая на экраны кинолента уже не смогла избежать сравнения с другой работой, основанной на произведениях Довлатова, — картиной Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи». Алексей Герман шутит, что работы коллеги не видел, поэтому совпадений быть не должно. Однако журналисты отмечают, в обоих фильмах есть одни и те же актеры. Кто-то даже уже прочит ленте скандал вроде того, что недавно был у «Матильды» Алексея Учителя. Но, несмотря на все предположения, Алексей Герман уверен, фильм о Довлатове востребован — его необходимость подтверждают опросы среди сограждан. «Левада-Центр провел опрос — хотели бы вы посмотреть фильм о Довлатове. Мы не уточняли, конечно, хотели бы вы заплатить деньги и пойти всей семьей или желаете ли вы посмотреть в Интернете. Но на тот момент 28% наших сограждан сказали, что „возможно, да“. Это говорит о том, что 28% наших сограждан по крайней мере знают, кто такой Довлатов. Что уже хорошо», — уверен Алексей Герман.

В Довлатове Германа, как признается сам режиссер, нет ни глянца, ни копания в грязном белье. Для экранного воплощения личность писателя слишком сложна. Поэтому уходить в документалистику авторы не стали, хотя в процессе съемок тщательнейшим образом изучали архивы, в том числе самого писателя (те же фотографии искали не только в России, но и за рубежом). Вместо этого зритель увидит историю нескольких талантливых людей, которые из-за разных особенностей мироустройства того времени не могли заниматься своей деятельностью и были вынуждены уехать. А еще эта история о Ленинграде, который тогда был центром замечательной литературной и театральной жизни.