18:24 | 27 июня, 2017

Стелла Мирошкина: «Детей нужно учить полезной деятельности»

Гость рубрики «Персона» - заслуженный эколог России, руководитель программы «Школьная экологическая инициатива», член Общественной палаты Ленинградской области Стелла Марковна Мирошкина.
Стелла Мирошкина: «Детей нужно учить полезной деятельности» фото 2
Стелла Мирошкина: «Детей нужно учить полезной деятельности» фото 3
Стелла Мирошкина: «Детей нужно учить полезной деятельности» фото 4
Галина Паламарчук:
— В этом году программе «Школьная экологическая инициатива», которую Вы возглавляете, исполнится 27 лет. 2017 год – Год экологии в России, наверное, эта тема получит новое звучание, а для Вас — это целая жизнь. Стелла Марковна, давайте вспомним те времена, когда Вы начинали.
Стелла Мирошкина:
— Начинали мы после чернобыльских событий, когда не говорили правду о том, как повлияла авария на здоровье людей. Тогда мы и решили создать свой независимый контроль радиационной обстановки и в 1992 году установили семь точек контроля. Нам финны помогли с оборудованием, но связь была такая плохая, что оно не работало. Поэтому финнам мы отказали. И только англичане поставили нам радиомодемы. Одна из семи точек была в Гатчине, другие – в Пушкине, в СПб, в Сосновом Бору. Вся информация собиралась у нас на компьютере. Мы предложили передавать полученную с модемов информацию в администрации Гатчины и Гатчинского района, чтобы в случае необходимости была возможность оповестить население. Но обе администрации отказались. В 1993 году после издания Закона РФ о радиационной безопасности заместители глав администраций стали отвечать за радиационную безопасность территорий, и нам сказали, что эта информация нужна. Оборудование у нас работало долго, аттестовывали нам его бесплатно. Но времена менялись, за аттестацию запросили большие деньги. Таких денег у нас не было. И тогда мы это оборудование стали использовать просто для обучения школьников.
В 1993 году на заседании Верховного Совета РФ комитет по экологии утвердил нашу программу «Школьная экологическая инициатива». Вопросов было много, например: «Почему исследуете загрязнение Ижоры?» А мы же сами загрязняем ее, она возвращается, и мы эту воду пьем в виде невской воды. Сейчас мы уже не пьем ее, а тогда было так. С проектом я обратилась в районную администрацию. Подписал совместное решение глава администрации Анатолий Алексеевич Ледовских. Станислав Семенович Богданов тогда отказался. Подписали СЭС, МЧС. Решили, что мы все вместе будем наводить порядок, но начнем с воспитания школьников. Тогда был председателем комитета образования Жиганов Николай Васильевич. Он сказал, что району это очень нужно. Собрал всех директоров и говорил: «Вот что Мирошкина скажет по экологии, то и будете делать». Тогда был расцвет проекта – как активно школы этим занимались! Это было просто великолепно! Но потом экология отошла на другой план. Последний лагерь для школьников у нас был в 2007 году на средства гранта Президента (тогда был первый грант) и гранта англичан. Был потрясающий лагерь. По результатам исследований, которые вели школьники во время лагеря, мы издали две книжки, в том числе «Молодые таланты». Было жаль, что этот лагерь был последним. Мы ведь детей возили на экскурсии, кормили. Для того, чтобы ребенок стал заниматься экологией, надо его просветить. Лекции о здоровье читали представители СЭС. Главное, что ребята изучали окружающую среду своих поселений. Было важно, что они делали работу, которая им самим была интересна. Теперь уже десять лет не было лагеря, и исследования заглохли. А если их возобновить…
Галина Паламарчук:
— Какие исследования делали ребята?
Стелла Мирошкина:
— Исследования по качеству воды, и здоровье населения смотрели. Писали такие письма, что, например, в Сяськелево – плохая вода, нужны очистные сооружения. Писали о плохих детских площадках, делали фотографии. И ведь до сих пор речь об очистных сооружениях в Сяськелево! Очень медленно, но все-таки тема движется. Поэтому я предлагаю всем заглядывать на сайт «Внешкольная экология» и посмотреть там все наши сборники. Очень легко по ним сделать анализ о том, что было, что сейчас делается и чего не хватает. И продолжить эти исследования. Потому что мы помогаем самим себе. Если исследования показали, что вода плохая, значит, надо заниматься ее очисткой. Мы о плохой воде в Больших Колпанах давно писали, а когда стали решением проблемы заниматься? Только сейчас. Дети уже тогда, 10 лет назад, давали сигналы с фотографиями о несанкционированных свалках. Что-то улучшается. Если мы внедрим раздельный сбор мусора, если начнем с детских садов и школ, тогда и родители поймут, что надо это делать. Ведь сколько у нас отходов! Сейчас идет борьба во всех поселениях Ленинградской области по поводу того, где установить завод по переработке мусора. Никто не хочет. Так давайте поможем природе, сделаем раздельный сбор, и тогда сохраним 50% ресурсов. Не будем вырубать деревья. Мне хочется «разбудить» всех, чтобы мы все вместе подумали об этом! Ведь жить нам и нашим детям. Им, молодому поколению, приходится устранять те недостатки, которые посеяли мы. То, что к нам присоединился, обещая поддержку программе, депутат Государственной Думы Владимир Николаевич Драчев– это очень приятно. До 2007 года нас опекал другой депутат Государственной Думы из комитета по экологии, он был не из нашего региона, но очень помогал. Ведь когда сдаешь документы на гранты, всегда спрашивают о том, как к нашей деятельности относятся население, власть. И если есть поддержка из Госдумы, то к тебе относятся по-другому. Потому я являюсь членом Общественной палаты Ленинградской области, и это тоже помогает в работе. Мы проводили в прошлом году акцию «Делами добрыми едины», приглашали на ЭКО-шоу нашего губернатора, но, к сожалению, он не смог. Мы хотели сделать эко-фестиваль Ленинградской области.
В этом году у нас юбилей – будет двадцатый экологический праздник. В 1997 году мы его открывали. Поэтому, конечно, мы его проведем. И хотелось бы, чтобы в нем приняли участие другие районы ЛО. Очень жаль, что сейчас кроме сертоловской школы больше никого из региона нет. Большое спасибо газете «Гатчина-ИНФО» за поддержку.
Мы и сейчас ждем исследовательские работы ребят, и это не важно – занимаешься ты с учителем или делаешь ее самостоятельно, присылай свои работы, и мы поддержим тебя.
Галина Паламарчук:
— А какие работы Вы ждете?
Стелла Мирошкина:
— Как всегда, литературно-художественные, но очень хочется исследовательские, чтобы их проделали все школы, которые занимались по нашей программе. Мы не делаем эту работу для «галочки», а делаем для того, чтобы что-то изменилось в лучшую сторону.
Галина Паламарчук:
— Что показывает Ваш опыт – человек по природе своей склонен заботиться об окружающей его среде? Что происходит с людьми, если они в младенчестве или в подростковом периоде все-таки готовы этому уделять внимание, а через какое-то время, в среднем возрасте относятся к этому как-то иначе, даже наплевательски в отдельных случаях?
Стелла Мирошкина:
— Очень многие люди, прошедшие через нашу программу, задумываются, когда строят потом свои предприятия. И в воспитании детей своих тоже. Вектор их развития не может уйти в другую сторону.
Галина Паламарчук:
— Ну что, они бумажку не бросят на улице?
Стелла Мирошкина:
— Нет, конечно. Дети очень влияют на поведение взрослых. Вспомните, сколько у нас было десантов, когда мы убирали территории. К примеру, детский сад № 22 на Леонова. Самое главное, дети должны понимать, что они не должны делать пустую работу. Почему привлекала программа, почему все делали работы? Потому что они делали их по тем местам, где живут сами. Что мне не нравится? Минздрав сделал так, что сейчас ты не найдешь информации о здоровье жителей конкретного населенного пункта. А объединенную информацию очень тяжело человеку проанализировать. Раньше было иначе. Мы всегда были дружны с СЭС, там делали для наших детей анализы проб. Естественно, мы за это не платили, потому что это была полезная работа. И МЧС с нами было всегда. Каждый ребенок проходил и измерял радиацию, шумы у себя в поселении. Мы их просвещали. Они ходили в лаборатории, пользовались научной базой при ПИЯФ, практически, они таким образом выбирали себе специальность. У нас в лагере было шесть направлений. Каждый выбирал свое направление и по нему писал работу. Огромное спасибо ПИЯФ! Его поддержка просто неоценима. Нашей некоммерческой организации 27 лет, и выжить без поддержки было невозможно. Конечно, помогает и администрация. Спасибо губернатору за то, что выделяет таким организациям, как наша, гранты. Но вообще общественным организациям очень тяжело жить. Когда мы начинали, не требовалось всех отчетов, а теперь мы сдаем так называемые «нулевки». Посчитайте, сколько делается бесполезной работы! Мне очень хочется донести до депутатов Госдумы эту проблему – думайте, как решить эту проблему. Если мы хотим, чтобы гражданское общество работало, то не надо заставлять его заниматься ничем. Бухгалтерия сейчас усложнилась. Мы предлагали на форумах некоммерческих организаций сделать общую бухгалтерию для НКО. Мы будем туда отдавать «нулевки», а они будут делать отчеты за доплату. У нас с 2007 года по 2017 никто зарплату не получает. Это плохо. Жить-то надо. Я – пенсионер, но работаю. А так не прожить. Поэтому надо думать, как помогать гражданскому обществу. Я смотрю, как мучается молодежь. Ну, грант дали, и что? Даже если бы я себе и бухгалтеру заложила зарплату со средств гранта. И дальше что? Кончилась зарплата, бухгалтер ушел. Это единственный человек, который бесплатно не работает и не соглашается никогда. А всем остальным? Если мы хотим развивать гражданское общество, то надо помогать НКО. Субсидии у Правительства мы выиграли, а к получению субсидий Гатчинского района еще больше требований. У меня нет денег платить просто так за справки. Для этого и созданы МФЦ, где можно взять всю информацию о том, живая эта общественная организация или нет. Я считаю, что мы должны в Год экологии заниматься экологическими проблемами. Нам говорят – возьмите и сделайте лагерь для детей платным. Нет, те экологи, которые приносят пользу, должны этих детей лелеять, помогать им. И педагогам помогать, чтобы им хотелось этим заниматься. Они делают очень полезную работу для всех жителей Гатчинского муниципального района.
Галина Паламарчук:
— Есть скептики, которые считают, что раздельный мусор в России привить невозможно. Вот такие мы широкие души, которые не могут скрупулезно выполнять эту работу и раскладывать мусор, например, в четыре контейнера. Вы говорили, что все-таки хотели бы начать эту работу. Почему Вы верите в то, что удастся достичь результата?
Стелла Мирошкина:
— Я считаю, что когда дети начнут это делать, то взрослым уже никуда не деться. Иначе вступают в противоречие мать и дитя. Если мы начнем раздельный мусор в тех школах, которые согласились работать в проекте, и старшие школьники расскажут младшим о раздельном сборе мусора, то я думаю, что-то повернется в сознании людей. Почему у нас еще трудно? Сказано о раздельном сборе мусора, а когда увозят все вместе, и люди это видят, тогда все бесполезно. Когда я была в Финляндии и видела образцовые свалки, то мне было стыдно за свою страну, которая не может это внедрить. Я считаю, что если мы с вами начнем через детей эту работу, и у нас получится. Сначала надо опробовать, как это влияет, как это действует. Мы будем с вами вести мониторинг того, что делается. На наших презентациях мы показываем все, что сделали. И все удивляются, что это сделали дети. А просто надо учить детей полезному. Поэтому я считаю – у нашей программы есть будущее. У нас такой девиз: «Смотри, как делаем мы, и делай лучше!»
К публикации подготовила Ирина Елочкина

Читайте также по теме: Владимир Драчёв: «Так больше продолжать нельзя, когда мы просто собираем мусор и складируем его»

Стелла Мирошкина: «Детей нужно учить полезной деятельности» фото 5
Стелла Мирошкина: «Детей нужно учить полезной деятельности» фото 6
Стелла Мирошкина: «Детей нужно учить полезной деятельности» фото 7
Стелла Мирошкина: «Детей нужно учить полезной деятельности» фото 8
Стелла Мирошкина: «Детей нужно учить полезной деятельности» фото 9
Стелла Мирошкина: «Детей нужно учить полезной деятельности» фото 10
Стелла Мирошкина: «Детей нужно учить полезной деятельности» фото 11
Стелла Мирошкина: «Детей нужно учить полезной деятельности» фото 12
Стелла Мирошкина: «Детей нужно учить полезной деятельности» фото 13
Стелла Мирошкина: «Детей нужно учить полезной деятельности» фото 14
2 марта 2017, 17:13
Версия для печати
Просмотров: 327
Поделиться:
Комментарии 0
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)